Когда тело умершего приносят в церковь, его поставляют посреди храма с лицом открытым и обращенным к востоку, а около гроба ставят светильники. Таким положением тела умершего Церковь хочет выразить свое материнское желание, чтобы не только живые участвовали духовно в приношении таинственной жертвы, и чтобы усопший, не имея возможности молиться Богу своими мертвыми устами, молил бы Его о помиловании своим положением.
Чин погребения в просторечии называется отпеванием из-за обилия песнопений. За песнопениями священник читает Евангелие, затем вслух всей церкви повторяет данное почившему перед смертью разрешение во всех грехах, в которых он покаялся или которые забыл исповедать по слабости памяти, а также снимает с него все епитимьи и клятвы, которым он мог подпасть во время своей жизни. Однако этой молитвой не отпускаются те грехи, которые были сознательно сокрыты.
Для более наглядного удостоверения всех близких умершему в прощении его и примирении с Церковью, священник свиток с разрешительной молитвой влагает в его правую руку. После разрешительной молитвы начинается последнее целование умершего, как знак нашего единения и любви к нему, не перестающей и за гробом.
Церковь прощальными песнями хочет сильнее запечатлеть в сердце живущих памятование о страшном дне смерти, а не возбудить в нас безотрадную скорбь.
При прощании с почившим нужно целовать икону, лежащую во гробе, и венчик на челе. При этом надо мысленно или вслух испросить у лежащего во гробе прощения за все те неправды, которые были допущены к нему при жизни, и простить то, в чем был виновен он сам.
Над гробом возглашается «Вечная память». Священник посыпает крестообразно землю на тело умершего, с произнесением слов: «Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущие на ней». Обряд предания земле может совершиться и в храме, и на кладбище, если туда усопшего сопровождает священник. После этого гроб закрывается крышкой, и открывать его вновь ни под каким предлогом не дозволяется. Гроб с телом выносят из храма ногами вперед, под пение Трисвятого.
Над младенцами, умершими после святого Крещения, совершается особое последование как над непорочными, безгрешными созданиями. Некрещеных младенцев не отпевают.
Заочное отпевание.
В наше время часто случается, что храм находится далеко от дома усопшего, а иногда и вообще отсутствует в данной местности. В такой ситуации кому — либо из родственников надлежит заказать в ближайшей церкви заочное отпевание. По его окончании священник дает родственнику венчик, лист бумаги с разрешительной молитвой и землю с панихидного стола. Дома молитву следует вложить в правую руку почившего, венчик положить на лоб, а непосредственно перед опусканием тела во гроб, рассыпать землю на закрытое простыней тело крестообразно, от головы к ногам и от правого плеча к левому, с тем, чтобы получить правильные линии креста.
Бывает, что усопший погребен без церковного напутствия, и спустя длительное время, близкие все же решают его отпеть. Тогда после заочного отпевания земля крестообразно рассыпается на могилке, а венчик и молитва либо сжигаются и также рассыпаются, либо закапываются в могильный холм.
Отпевание — это великая и неоценимая помощь, самая необходимая для любимого человека.
Лишаются церковного отпевания:
1) лица, сознательно лишившие себя жизни (к ним относятся и лица, погибшие при разбое, т.е. совершившие бандитский акт, и умершие от полученных ран и увечий; жертвы нападения, сюда, безусловно, не относятся);
2) некрещеные.
В нашем храме Чин Отпевания совершается ежедневно по согласованию.
(212)